- Первосвященник
- титул главы ветхозаветной иерархии, введен был Моисеем, который, основав иерархию, поставил во главе ее старшего брата своего Аарона. Должность П. была большей частью преемственной, от отца к сыну. П. имел огромное значение в ветхозаветной теократии: он являлся посредником между народом и Иеговой, он, единственный, мог входить один раз в год в святая святых, как бы в присутствии Иеговы, для принесения умилостивительной жертвы за грехи народа. П. присвоено было особое одеяние, состоявшее, во-первых, из верхней ризы, вязанной из пурпурно-голубой шерсти, убранной внизу разноцветными яблоками и колокольчиками, во-вторых, из эфода короткой верхней одежды с золотыми застежками на плечах, на каждой из них было по камню ониксу с вырезанными именами 12 колен израильских, в-третьих, из нагрудника с голубыми шнурками и золотыми кольцами с 12 драгоценными каменьями, на которых также вырезаны имена 12 колен, и в-четвертых, из кидара головного убора, на передней части которого находилась золотая дощечка с надписью: святыня Господня. Посвящение в сан П. совершалось чрез возлияние мира на голову. П. были высшими представителями законности; брак его возможен только с девицей. В истории еврейского народа П. имел большое значение, являясь в смутное время защитником и спасителем народа и веры. Позднее, при Иисусе Христе, первосвященство до того пало, что аристократическая партия, захватившая его в свои руки, считала его средством к обогащению и политическому возвышению. Из этой партии вышли Анна и Каиафа, неправедные судьи Христа. П. избранного народа был прообразом "П. Великого Иисуса Сына Божия", от которого титул этот перешел и к главам христианской иерархии; так, напр., папа римский наз. П. римским.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.